Урал в истории Сибирского тракта

25 октября 2019 года

Государева дорога- старинный сухопутный маршрут из Европейской части России через Сибирь к границам Китая. Заканчивался ветками на Нерчинск и Кяхту. Общая протяженность от Москвы до Пекина составляла порядка 8,5тысяч верст. Из-за отсутствия дорог сообщение Европейской части России с Сибирью долгое время осуществлялось по речным путям. Из сухопутных путей существовала Бабиновская дорога , заменявшая собой дорогу Чердынскую. Из Казани через Елабугу на Соликамск была проложена Арская дорога.

В 1689 году был подписан первый русско- китайский Нерчинский договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем.Торговые потребности делали насущным вопрос о создании полноценного транспортного коридора между странами. 12 (22) ноября 1689 года вышел царский указ о строительстве тракта, соединявшего Москву с Сибирью. При Петре1 путь из Европы в Азию по- прежнему состоял из множества сухопутных дорог, волоков. водных путей. Путешествие этим маршрутом описано протопопом Аввакуумом в «Житии» и во второй части «Робинзона Крузо». В 1725 году в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским-Владиславичем. В результате двухлетних переговоров в 1727 году был подписан Буринский договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхты. а также Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Три года спустя правительство принялось наконец, за обустройство Сибирского тракта. Закончено оно было только в середине 19 века.

Сибирский тракт шел из Москвы через Муром, Арзамас. Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Большие Уки (быв. Рыбино), Тару, Каинск, Колывань, Томск. Далее северная ветка шла на Енисейск, Якутск, Охотск, а южная на Иркутск, Верхнеудинск. После Верхнеудинска дорога опять раздваивалась: одна шла далее на Нерчинск и вдоль Шипки и Амура, а вторая заворачивала на юг до Кяхты (на границе с Китаем). Именно эту ветку называли « Чайный путь». Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган- крупную заставу , на Великой Китайской стене, считавшуюся воротами в Китай.

В середине 18 века путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шел через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее как ранее В конце 19 века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить транспортные потребности российской экономики , что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской транспортной магистрали. Урал всегда был обязательной составной частью .Сибирского тракта, особенно когда в18- 19 веках тракт стал пролегать южнее Верхотурья-первого городаУрала, а именно когда была проложена сухая дорога вСибирь с Кунгура на Арамильскую слободу . Шла она по территории будущего города Екатеринбурга, возникшего в 1721году