Избирательная и партийная системы Финляндии

18 марта 2019 года

Уже в 1960-х годах структуры политических партий
имели более социальный возраст, чем их электораты
той или иной страны. 30 лет спустя эти же партии
продолжают в Западной Европе задавать тон в массовой
политике.
Петер Майр. 1997г.

ВВЕДЕНИЕ

Финляндская республика – государство на севере Европы. Граничит с Россией (продолжительность границ 1 340 км), Швецией (614 км) и Норвегией (727 км). Общая площадь территории 338 145 км2. Численность населения на 2008 год 5,312 млн. человек. Избирателей (на 2018 год) – 4,1 млн. человек.

На 2008 год естественный прирост населения 0,2%. Рождаемость на 1 000 человек – 11, смертность – 9. доля населения до 15 лет – 17%, 65 лет и старше – 17%. Средняя продолжительность жизни – 79 лет, мужчин – 76, женщин – 83.

Этнический состав: финны – 92%, шведы — 6%, прочие (русские, саамы, эстонцы и др.) – 2%.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

В Финляндии нет единой даты проведения выборов. Они проходят в 4 избирательных цикла, независимо друг от друга. Выборы П резидента, Парламента, Европарламента, муниципальных советов.
Парламентские выборы (эдускунт) проводятся раз в 4 года в третье воскресенье марта.

Президент страны избирается на 6 лет. Выборы проходят в 2 тура в январе с разрывом в 2 недели.

Муниципальные выборы проходят 1 раз в 4 года в октябре.
Выборы в Европарламент – 1 раз в 5 лет в июне.

Для проведения парламентских выборов страна поделена на 15 избирательных округов. От одного из них – Аландского – избирается 1 депутат, а 199 остальных депутатских мест распределены среди 14 округов пропорционально численности избирателей. Обычно число депутатских мест в округах варьируется от 6 до 33.

Выборы проходят по пропорциональной системе. Если бы желали достичь максимальной пропорциональности, страну не следовало делить на округа, а если бы целью была тесная взаимосвязь между избранниками и избирателями, пришлось бы создать много маленьких округов. Компромисс заключается в том, что, разделив страну на округа, их сделали такими большими, чтобы они могли обеспечить достаточную пропорциональность представительства. При определении того, сколько депутатских мест приходится на каждую партию, применяется метод Виктора Хондта (Определять итоги выборов начинают с подсчёта голосов, полученных каждой партией или блоком. Затем подсчитывают личные голоса кандидатов от партий или блоков. На следующем этапе подведения итогов каждого претендента наделяют сравнительным числом, полученным путём деления общей суммы голосов партии (блока) на 1,2, 3, 4 и т.д. У набравшего большее число голосов оно будет равняться сумме общей сумме голосов партии (блока). Сравнительное число следующего по результативности претендента составит половину от общей суммы голосов партии (блока) и т.д. Наконец, на основе величины сравнительных чисел определяют имена депутатов, количество которых должно соответствовать числу имеющихся у округа депутатских мандатов).

В Финляндии нет порога минимального процента голосов, необходимого, чтобы партия была представлена в парламенте, как, например, в Германии (5%) или Швеции (4%). Такая система позволяет слабым общенациональном масштабе, но сильным на местном уровне партиям завоевать депутатские места. Специфика её заключается, в частности, в следующем: чем крупнее округ, тем меньший процент голосов требуется для обеспечения места в парламенте. Избиратели делают свой выбор между партийными списками, расстановка кандидатов в которых определяется партиями по своему усмотрению. В Финляндии кандидат играет очень значимую роль.

Особенность системы здесь в том, что она требует от избирателя выбрать только одного из представленных в партийных списках кандидатов. Любая группа граждан, собрав не менее 100 подписей, имеет право выдвинуть своего кандидата. Зарегистрированные партии освобождаются от сбора подписей.

При выборе Президента избиратели голосуют напрямую. Если ни один из кандидатов не набирает 50%, то через две недели проводится второй тур. Двое из них, кто получил наибольшую поддержку, участвуют во втором туре.

При избрании 14 депутатов в Европейский парламент страна не делится на избирательные округа.

На муниципальных выборах в Финляндии даже самый крупный город является избирательным округом. Это максимизирует пропорциональность партийного представительства в городском совете, но вынуждает избирателя отдавать свой голос за одного кандидата из большого числа претендентов. Например, когда избираются 85 членов городского совета Хельсинки, одна партия может выставить до 127 кандидатов. В результате, в городской совет в 2000-м году приходилось выбирать из 906 претендентов.
С 1975 году все граждане Северных стран + все, кто прописан в Финляндии, имеют право избирать и быть избранными. Все граждане ЕС, живущие в Финляндии, имеют право избирать и избираться в Европарламент.

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА

В Финляндии уже более ста лет существует многопартийная система.
С 1920-х годов партийные системы Дании, Норвегии, Финляндии, Швеции имеют схожую по своему составу структуры. В политическом спектре этих стран есть пять основных сегментов: крайне левые, социал-демократы, аграрии, либералы и консерваторы. В Финляндии организационные структуры этих сил сохранились и в 1990-е годы, хотя Либеральная народная партия и лишилась поддержки электората. Кроме того, здесь есть основанная на языковом факторе Шведская народная партия.

Сегодня в Финляндии зарегистрировано 19 партий. Основная цель их – попасть в парламент и получить от государства денежную поддержку пропорционально числу занимаемых мест в парламенте. Деньги идут на ассигнования на их молодёжные, женские организации и организации пенсионеров, а также на образование для взрослых, партийную прессу, культурные организации, деятельность обществ трезвости.

У каждой партии свой набор ценностей. У народа же неизменно высокой популярностью пользуются старые, «проверенные в бою партии», однако, время от времени им требуется «стряхнуть пыль с копыт и провести обновление», иначе народу они кажутся отставшими от жизни.

Традиционно по посадочным местам в парламенте партии делятся на:
— «правые» — партии работодателей, капиталисты рыночной экономики,
— «левые» — партии работников, поддерживающие социалистическую идеологию,
— «центр» — те, что находятся между крайностями, «то вашим, то нашим».

Кандидаты на парламентских выборах выдвигаются региональными партийными организациями, без особого вмешательства руководства высшего звена. В свою очередь, центральные органы партий выбирают кандидатов на выборы в Европарламент, а на партийных съездах решается вопрос о выборах в Президенты. Местные партийные организации выбирают кандидатов для участия в муниципальных выборах.

Также инициативные группы граждан имеют право выдвигать, минуя партии, собственных кандидатов, если соберут требуемое количество подписей в их поддержку (20 тысяч — на президентских выборах, 2 тысячи- на выборах в Европарламент, 100 подписей – в Парламент, 10 подписей – на муниципальные выборы).
Есть ещё первичные, низовые партийные организации. В 1995 году восемь основных партий страны имели 7,2 тысяч первичных организаций, из которых только у одной только партии центра было их 3,6 тысяч. Социал-демократическая пария имела 1,2 тысяч, а национальная коалиционная 1,1 тысяч низовых организаций. Всего в партиях согласно партийным регистрам состояло 448 тысяч человек (13% электората), из них 257 тысяч входило в партию центра, 70 тысяч – CДПФ, 47 тысяч – в национальную коалиционную партию.

В 2001 году в партиях состояло 7% электората. Политические партии теряют своих членов. Молодёжь в партии идёт вяло. Только 5% финнов вступили в партии в возрасте 18-30 лет. В 90-х годах средний возраст всего финского электората 47 лет. Но в 1996 году у членов партии центра он составлял 5о лет, а в других партиях этот показатель был 56 лет. Только 1/3 членов партии заявляют, что они активно работают в партиях: члены партии это обычно люди с активной жизненной позицией, идейные, желающие повлиять на политику в стране.