К истории трезвости Тюмени, часть вторая

30 января 2014 года

В 1902 году Тобольскому губернатору А. П. Лаппо-Стерженецкому 2 июля предписывалось открыть попечительства о народной трезвости во всех городах губернии. Что и было исполнено незамедлительно. В Тюкалинске, Ялуторовске, Тюмени, Кургане, Туринске, Таре и Ишиме. Министерство финансов выделило на нужды обществ трезвости в Тобольской губернии 50000 рублей. Летом того же года открылись комитеты обществ трезвости в Тюмени, Кургане, Таре, Ишиме, Ялуторовске, Туринске.

В том же году Тюменское общество трезвости преобразовалось в Тюменский уездный комитет попечительства о народной трезвости, который продолжал борьбу с пьянством, в том числе опробировал Сухой закон. Комитет попечительства в Тюмени успешно использовал в своей просветительной деятельности технические новинки. В селах Кулаковское и Каменское народные чтения сопровождались граммофонными записями (средства на их приобретение были пожертвованы еще в 1899 году Н. М. Чукмалдиным, который постоянно поддерживал общество финансовой помощью). О широком размахе работы комитета писала газета «Ермак» в 1912 году.

31 августа 1912 года Тюменский комитет организовал днем демонстрацию кинематографических картин в городском театре «Модерн». На мероприятии присутствовало около 2000 учащихся начальных и городских школ города. А вечером на площади было проведено два сеанса для взрослых. Комитетом было открыто две чайных: одна в городе, другая в селе Кулаково, где существовал полный запрет на спиртное.

Сибирский купец Николай Чукмалдин, родом из деревни Кулаково, провел последние годы жизни в Москве. Но ежегодно посылал деньги крестьянским обществам в Кулаково и Гусельниково, чтобы те не давали согласия на открытие питейных заведений. Тем не менее, винные лавки появились и там. «Кабак победил меня» — констатировал Николай Чукмалдин (источник: газета «Тюменская область сегодня» от 27 ноября 2009 г., стр. 5). Кстати, Чукмалдин числился и в списках Тобольского общества трезвости с 1893 года, несмотря на то, что жил в Москве.

Несколько слов о легендарном тюменском трезвенние и купце Андрее Ивановиче Текутьеве. В письме в газету «Сибирский листок» от 5 апреля 1907 года он писал: «25 лет назад был я близко знаком с крестьянской жизнью народной. В 30 верстах от города имел свои сенокосные луга; в праздничный день приедешь в деревню (Борки) рабочих нанять, а у кабака с утра народ толпится. Картина ужасная: кто без рубаки в крови, кто без сапог лежит. Частная монополия развила темную продажу вина в гнездах разного вида, где царит пьянство, развратная жизнь, грабежи, убийства и всякие преступления, гибельные для общего благосостояния... В крестьянских селах дети богатых отцов проводят время в притонах, проматывая отцовское добро. Детям бедняков, чтобы не отстать от них, приходится таскать из чужих амбаров. До монополии многие селения не желали иметь кабаки. Хлопотали об этом. Но хлопоты их остались бесследными... Следил я за жизнью народной, и всегда оказывалось, что и богаче других, и дольше живет тот, кто вина не пьет, табаку не курит, и тркдится тот больше других. Что же далье то будет? Народ разорится совсем от вина...»

Текутьев направил петицию даже в Государственную думу России. Но ответа не дождался. Он верил в Россию и знал, что только трезвый народ может вывести страну на один уровень с развитыми державами мира. Его жизнь — пример преданности русскому народу и свому отечеству. Жить для общества ради народа было основным правилом купца Текутьева. В статье «Вынужденное объяснение» в газете «Сибирский листок» от 1 апреля 1912 года он пишет: «Если и виноват я перед публикой, то только по клубным операциям. Потому что в клубах не бывал, карт не знаю, и с шампанским не знаком. Да и в жизни своей кое-что не сказал. Водки не пил, табаку не курил.»

«В начале XX века большое внимание вопросам антиалкогольного просвящения уделяла местная пресса в Тобольской губернии, постоянно печатались материалы (статьи, проповеди, заметки, письма из сел, стихи). В начале войны 1914 года в России был объявлен Сухой закон — вино изъято из народного употребления, смерть зеленого змия — великое благодеяние для народного духа и тела... Физиономия деревни обновляется, и хочется верить, что в недалеком будущем это обновление, развиваясь, окрепнет, и православная Русь будет святою.» Источник: газета «Тобольские ежедневные ведомости», 1914 г., №24, стр. 421.

Чтобы укрепить в народе трезвый образ жизни, выдвигались идеи приобщить его к культуре, создание дешевых клубов, театров, библиотек и читален. НО конечно корни бед народных, в том числе и народного пьянства, были гораздо глубже. Одной из главных причин алкоголизма являлось тяжелое материальное положение народа. Кампании, направленные на снижение потребления алкоголя, носили половинчатый характер: государство было заинтересовано в получении денежных средств от продажи алкоголя. Тем не менее, активизация борьбы за трезвость народной жизни в начале XX века сыграла положительную роль.
Шел поиск новых форм работы в деле утверждения и сохранения народной трезвости.